ФЛЕЙТА
Флейта — духовой
лабиальный музыкальный инструмент. Представляет собой трубку с цилиндрическим
или слегка коническим каналом. Звук извлекают, вдувая струю воздуха по
касательной к срезанному краю трубки непосредственно в канал (в Полинезии
существует Носовая Флейта, в которую воздух вдувается не ртом, а носом). Флейты
бывают открытые с обоих концов, или простые (флуер, канал) и закрытые, у
которых обращённый к исполнителю конец трубки закрыт, а вблизи него в стенке
ствола вырезано отверстие для вдувания воздуха (узбекский: най, лимба, ди). Закрытые
флейты звучат на октаву ниже, чем открытые, той же длины. Существуют также
свистковые флейты (сопилка, сопель) снабжённые особым приспособлением — так
называемым свистковым устройством. Трубка снабжена у них клювообразным
наконечником с деревянной пробкой. Она закрывает канал ствола, оставляя узкую
щель, которая точно направляет струю воздуха на грань специального поперечного
среза ствола.
Флейта — один из древнейших музыкальных инструментов. Основной
представитель семейства флейтовых включающего многочисленные разновидности. В
своём развитии на протяжении многих веков конструкция флейты подвергалась значительным
изменениям: от простейших свистулек — так называемых охотничьих манков, различных
свистковых приспособлений для приманивания птиц и зверей, пастушьих свирелей,
тростниковых флейт, флейт сделанных из дерева (веток), скорлупы крупных орехов,
раковин, из кости, глины и других, до фарфоровых, янтарных, золотых, хрустальных,
применявшихся в придворном музицировании 17-18 вв. и усовершенствованных,
изготовляемых из гренадильного, эбенового дерева или металла (попытки
использовать пластмассу не дали положительных результатов).
Известны два основных вида флейт, различающихся по
способу держания инструмента при игре – продольная (прямая, держат в положении,
близком к вертикальному) и поперечная (косая, держат горизонтально). К
продольным флейтам относятся древние: флажолет, блокфлёте (ныне возрождённая), двойная
флейта (аккордовая флейта), флейта Пана и другие. Флейта Пана (итал. flauto di Pan, франц. flute de Pan, англ.Pan flute или panpipe), — народный духовой лабиальный (губной) музыкальный
инструмент. Флейта Пана — древняя многоствольная продольная Флейта; источник
названия — древнегреческий миф о боге лесов и полей Пане, покровителе пастухов (его
часто изображали играющим на многоствольной флейте). Флейта Пана упоминается в
«Илиаде» Гомера (песнь 10, стих 13). Согласно мифу, нимфа Сиринкс, спасаясь от преследований
влюблённого Пана, обратилась за помощью к речному богу, превратившему её в
тростник, из которого Пан сделал флейту (отсюда греческое название одной из
разновидностей Флейты Пана — Сиринкс), состоит из набора открытых с одного
конца трубочек (стволов) разной длины (реже — разных диаметров), они
изготовляются из ствола камыша, тростника, бамбука, а также из древесины, кости,
металла. Их скрепляют тростниковыми планками и жгутом из молодой коры вишнёвого
дерева или ниткой и другим; в отдельных случаях они не соединяются и при игре
их держат в руке, подобрав по размеру. Исполнитель подносит трубочки дульцем ко
рту, прижимает к нижней губе (при косом срезе трубочек — сторону с меньшим
срезом); направляя струю воздуха на противоположный край дульца, он приводит в
колебание заключенные в стволах столбы воздуха и извлекает свистящие звуки.
Каждая трубка издаёт лишь один основной звук, высота которого зависит от её длины
и диаметра. Диапазон Флейты Пана определяется количеством и величиной
трубочек(17–23). На Флейте Пана играют соло или в ансамбле с другими
инструментами.
Продольные Флейты, имевшие цилиндрический канал и
клювообразный мундштук, наибольшее распространение получили в 17 в.
Поперечные Флейты впервые упоминаются в 9 в. до н.э.,
были известны в Китае, затем в Индии, Этрурии, Византии и у славянских народов.
В страны Центральной Европы проникли около 10 в. Позднее в странах Европы
использовалась поперечная, или так называемая немецкая флейта. Первоначально
она изготовлялась из одного куска дерева, имела цилиндрический канал, отверстие
для вдувания воздуха на верхней боковой стороне и 6 игровых отверстий, расположенных
в один ряд, диапазон d1 — a3.
Во 2-й половине 17 в. французские мастера применили у
таких Флейт суживающееся (коническое) сверление, (как у старинных) и с подобной
конструкцией ствола флейта вновь распространилась в Германии, где их стали
изготовлять с 2-3 дополнительными отверстиями, прикрытыми клапанами.
Во 2-й половине 18 в. по немецким образцам поперечные
флейты делались в России на фабрике музыкальных инструментов М.П.Переплётчикова
в Москве. Немецкие Флейты существовали до 30-х гг.19 в — до её коренной
реконструкции немецким флейтистом-виртуозом, инструментальным мастером и
композитором Т.Бёмом, придавшим инструменту современный вид. Конический канал
он заменил цилиндрическим (во 2-й модели). Величина и расположение звуковых
отверстий определяется в его Флейте не аппликатурными удобствами, а
акустическими принципами, позволяющими достигать наибольшей чистоты и полноты
звучания; для удобства и облегчения игры Бём снабдил Флейту системой клапанов, закрывающих
звуковые отверстия. Он начал изготовлять инструменты из металла (часто делались
из серебра). Новый вид получил название флейты — Бёма. В результате введенных
им усовершенствований звук стал сильнее и плотнее, но несколько менее
«элегичным» по тембру, чем у старинных флейт. Со 2-й половины 17 в. роль поперечной
флейты (flauto traverso)
в инструментальной музыке всё более возрастает, и она понемногу вытесняет
продольную флейту. Она приобрела популярность и у музыкантов-профессионалов и у
любителей. Умение играть на флейте было признаком «хорошего тона».
В 18 в. Флейта стала подлинно концертным инструментом.
В числе первых композиторов, создавших концертные произведения для флейты — Г.
Пёрсел, А.Скарлатти, И.С.Бах, Г.Ф.Гендель, В.А.Моцарт.
В 60-70
г.г. 20 века в связи с возрождением интереса к музыке
конца 17 — начала 19 веков многие солисты, ансамблисты и участники камерных оркестров
предпочитают исполнять флейтовые партии в сочинении Дж.Торелли, Б.Марчелло,
Т.Альбинони, А.Вивальди. Г.Телемана, И.С.Баха, Ф.А.Россетти и других на
деревянных флейтах.
Современные флейты имеют прямой цилиндрический канал,
состоящий из трёх частей: верхний — с подвижной (для регулировки строя) пробкой
и отверстием для вдувания воздуха, среднего и нижнего колен. На обоих коленах
расположены боковые игровые отверстия и клапанный механизм, на среднем колене —
все основные клапаны, на нижнем 3-4 клапана.
Разновидности флейт: малая Pikkolo, альтовая и басовая, эти флейты используются в
основном в симфонических оркестрах.
Начинать обучение на флейте можно с самого раннего
возраста (4-5лет), в этом возрасте обучают на Блок флейте до 9-11лет, затем
переходят на большую флейту.
Основные моменты связанные с выбором инструмента (блок
флейта): как показывает практика, для обучения лучше всего выбирать пластиковые
инструменты, фирмы «Yamaha», класс «Премиум», немецкой
системы, например модель YRS—23. В данной
модели оптимально соотнесены: дизайн внешнего вида, качество звука, строй,
аппликатура и удобство эксплуатации.