Детская музыкальная школа № 5 имени В.В.Знаменского

Музыка - универсальный язык человечества.

Посетители сайта

БАЯН, АККОРДЕОН


БАЯН, АККОРДЕОН

БЕРИНЦЕВ Владислав Сергеевич

Должность: преподаватель аккордеона

Квалификационная категория по должности «преподаватель»: отсутствует

Преподаваемые дисциплины: аккордеон

Образование: высшее

Специальность: артист ансамбля, артист оркестра, концертмейстер, преподаватель, руководитель творческого коллектива

Повышение квалификации: отсутствует

Общий стаж: 3 года

Стаж работы в системе культуры: 3 года


БАЯН, АККОРДЕОН

ГРУДИНИНА Ольга Алексеевна

Должность: Заведующий отделением, преподаватель баяна и аккордеона

Квалификационная категория по должности «преподаватель»: высшая

Преподаваемые дисциплины: баян

Образование: высшее

Специальность: преподаватель оркестрового дирижирования

Повышение квалификации: 

Повышение квалификации в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Свердловской области «Уральский музыкальный колледж» по программе «Инструментальное исполнительство (баян/аккордеон)» (удостоверение о повышении квалификации серия 66Л01 № 0005963 от 03.06.2018 г., рег. № 65, 72 час.)

Общий стаж: 38 лет

Стаж работы в системе культуры: 38 лет


ИСТОРИЯ ИНСТРУМЕНТА

БАЯН

Свое название баян получил по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна или Бояна. Баян — это русская хроматическая гармоника, имеет на правой клавиатуре хроматический звукоряд (чаще всего диапазон — 4-5 октав), на левой — басы и готовый аккордовый аккомпанемент (мажорное и минорное трезвучия, септаккорды). На левой клавиатуре — 5-6, на правой — 3-5 рядов кнопок.

Баяну — более 100 лет. С 1910-х готов изготавливаются выборные баяны, где каждая кнопка левой клавиатуры дает отдельный звук.

В 1929 году мастером П.Е.Стерлиговым изобретен готово-выборный баян (с переключателем в левой клавиатуре, позволяющим получать при нажатии кнопки или отдельный звук, или аккорд).

В концертной практике распространен многотембровый готово-выборный баян, впервые созданный в СССР в 1951 году.

Баян используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Выдающимися исполнителями на баяне являются Ф.Липс, Ю.Вострелов, В.Петров, В.Гридин, В.Зубицкий, З.Алешина, В.Романько, Уральское трио баянистов в составе И.Шепельского, А.Хижняка, Н.Худякова.

Как устроен инструмент

Звучащий элемент гармошки, аккордеона, баяна — язычок. Это узкая тонкая пластинка из специальной голосовой стали. Если закрепить один конец язычка, а другой оттянуть и отпустить, он начнет колебаться, и мы услышим звук. Чем короче и тоньше язычок, тем выше звук. Однако сам по себе язычок звучит тихо и невыразительно. Чтобы он зазвучал в полную силу и обрел приятный тембр, нужно создать ему определенные условия. Из листового металла — латуни или дюралюминия — выштамповывается прямоугольный кусочек Он называется рамкой. В рамке делается длинный сквозной проем. Язычок приклепывается одним концом к рамке так, чтобы вся остальная длина язычка полностью закрывала проем. Но размеры свободной части язычка чуть-чуть меньше размеров проема, поэтому язычок, если попробовать отогнуть его внутрь проема, свободно войдет в него, хотя зазор| между краями язычка и стенками проема останется очень небольшой — всего несколько сотых долей миллиметра. Рассмотрим, как работает язычок. Под действием воздушного потока он входит в проем рамки и перекрывает'его. Поток воздуха прекращается. Тогда сила упругости язычка возвращает его в прежнее положение, поток воздуха возобновляется, и цикл повторяется. От того, сколько таких колебаний в секунду совершает язычок, зависит высота звука. Рамка, к которой приклепан язычок, усиливает его звучание. Но недостаточно. Нужно еще что-то.

Это «что-то» — резонаторная камера. Выполнена она из ели таким образом, что рамка составляет одну ее стенку. Камера еще больше усиливает звук язычка и заодно обогащает его тембр.


БАЯН, АККОРДЕОН

АККОРДЕОН

Как устроен инструмент

Аккордеон, музыкальный инструмент, в котором звук издают свободно проскакиваю­щие язычки — тонкие пластинки, колеблющиеся под действием струи воздуха, нагнетае­мой мехами.

Он устраивается в виде четырехугольного ящика, боковые стенки которого состоят из сложенной в складки кожи, и образуют мехи, которые надуваются посредством поднима­ния и опускания дна играющим на аккордеоне. На верхней доске находятся клавиши. Каж­дая клавиша дает два звука: один при вытягивании, другой при сжимании инструмента. На дне инструмента один или два клапана, служащие для произведения аккордов доминанты и тоники. Бывают простые и двойные аккордеоны: простые имеют один, двойные — два ряда клавишей.

История инструмента

Аккордеон — усовершенствованный вид гармони. Слово «гармонь» происходит от гре­ческого слова «гармоникос». Что означает «созвучный, стройный». Произошел он из губной гармоники, известной нам как детская игрушка, состоящая из ряда тонких, стальных языч­ков, устроенных таким образом, что они при вдувании издают один звук, а при втягивании воздуха другой, и образуют два аккорда. Аккордеон тот же инструмент, в большем против гармоники масштабе, для которого дыхание уже недостаточно, чтобы вызвать в нем звуки.

Гармонь изобретена немецким мастером Бушманом в 1822 г. Вскоре в 1829 г. Мастером Дамианом в Вене был изготовлен первый аккордеон.

Распространилась гармонь у многих народов Европы, в т. ч. в России. Разновидности гармоники: тульская, саратовская, вятская «тальянка», ливенка, черепашка, хромка и дру­гие. Аккордеон завоевал особую популярность среди исполнителей народной музыки не только в России, но и в Америке и Центральной Европе.

Современные аккордеоны в большом количестве изготовляются в Клингентале, в Сак­сонии.

Как используется

Левой рукой исполнитель управляет мехами, а также нажимает на кнопки готового набора аккордов во всех тональностях для аккомпанемента мелодии, которая исполняется правой рукой на клавиатуре фортепианного типа (диапазон — четыре октавы и более). Ак­кордеон — инструмент для индивидуального исполнения, а также в народных оркестрах. Часто в оркестре используется не один аккордеон.


Соседние подразделы:
ОБ ОТДЕЛЕНИИ
ДОМРА
БАЛАЛАЙКА
ГИТАРА
ЭЛЕКТРОГИТАРА
Обучением игре на народных инструментах в нашей школе стали заниматься со дня её основания, и с тех пор традиционно отдел народных инструментов является одним из ведущих....
Открыть раздел ОБ ОТДЕЛЕНИИ
БАЛАЛАЙКАГЕДЗ Григорий Сергеевич Должность: преподаватель Квалификационная категория по должности «преподаватель»: отсутствует Преподаваемые дисциплины: балалайка Образование:...
Открыть раздел БАЛАЛАЙКА
ЭЛЕКТРОГИТАРА Электрогитара - это очень известный, если не самый известный инструмент во всем мире....
Открыть раздел ЭЛЕКТРОГИТАРА
Открыть раздел Образовательные программы
Количество вакантных мест для приёма на бюджетное отделение: 0 Количество вакантных мест для обучения за счет физических (юридических) лиц:...
Открыть раздел Вакантные места
История школыКнига посвящена 50-летнему юбилею Муниципального образовательного учреждения культуры дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа № 5 им.В.В....
Открыть раздел История школы
Доступная средаСпециальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Школе отсутствуют....
Открыть раздел Доступная среда
Обучающихся иностранных граждан в 2020-2021 учебном году в Школе не имеется....
Открыть раздел Международное сотрудничество
Основная информация по набору в школу (официальный сайт)...
Открыть раздел Набор в школу 2022-2023
Методика2 декабря 2015 года в ДМШ № 5 имени В.В.Знаменского пройдёт I Открытая научно-практическая конференция учащихся и преподавателей ДШИ и ДМШ "Актуальные вопросы фортепианной педагогики....
Открыть раздел Методика