БЕРИНЦЕВ Владислав Сергеевич
Должность: преподаватель аккордеона
Квалификационная категория по должности «преподаватель»: отсутствует
Преподаваемые дисциплины: аккордеон
Образование: высшее
Специальность: артист ансамбля, артист оркестра, концертмейстер, преподаватель, руководитель творческого коллектива
Повышение квалификации: отсутствует
Общий стаж: 3 года
Стаж работы в системе культуры: 3 года
ГРУДИНИНА Ольга Алексеевна
Должность: Заведующий отделением, преподаватель баяна и аккордеона
Квалификационная категория по должности «преподаватель»: высшая
Преподаваемые дисциплины: баян
Образование: высшее
Специальность: преподаватель оркестрового дирижирования
Повышение квалификации:
Повышение квалификации в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Свердловской области «Уральский музыкальный колледж» по программе «Инструментальное исполнительство (баян/аккордеон)» (удостоверение о повышении квалификации серия 66Л01 № 0005963 от 03.06.2018 г., рег. № 65, 72 час.)
Общий стаж: 38 лет
Стаж работы в системе культуры: 38 лет
БАЯН
Свое название баян получил по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна или Бояна. Баян — это русская хроматическая гармоника, имеет на правой клавиатуре хроматический звукоряд (чаще всего диапазон — 4-5 октав), на левой — басы и готовый аккордовый аккомпанемент (мажорное и минорное трезвучия, септаккорды). На левой клавиатуре — 5-6, на правой — 3-5 рядов кнопок.
Баяну — более 100 лет. С 1910-х готов изготавливаются выборные баяны, где каждая кнопка левой клавиатуры дает отдельный звук.
В 1929 году мастером П.Е.Стерлиговым изобретен готово-выборный баян (с переключателем в левой клавиатуре, позволяющим получать при нажатии кнопки или отдельный звук, или аккорд).
В концертной практике распространен многотембровый готово-выборный баян, впервые созданный в СССР в 1951 году.
Баян используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.
Выдающимися исполнителями на баяне являются Ф.Липс, Ю.Вострелов, В.Петров, В.Гридин, В.Зубицкий, З.Алешина, В.Романько, Уральское трио баянистов в составе И.Шепельского, А.Хижняка, Н.Худякова.
Как устроен инструмент
Звучащий элемент гармошки, аккордеона, баяна — язычок. Это узкая тонкая пластинка из специальной голосовой стали. Если закрепить один конец язычка, а другой оттянуть и отпустить, он начнет колебаться, и мы услышим звук. Чем короче и тоньше язычок, тем выше звук. Однако сам по себе язычок звучит тихо и невыразительно. Чтобы он зазвучал в полную силу и обрел приятный тембр, нужно создать ему определенные условия. Из листового металла — латуни или дюралюминия — выштамповывается прямоугольный кусочек Он называется рамкой. В рамке делается длинный сквозной проем. Язычок приклепывается одним концом к рамке так, чтобы вся остальная длина язычка полностью закрывала проем. Но размеры свободной части язычка чуть-чуть меньше размеров проема, поэтому язычок, если попробовать отогнуть его внутрь проема, свободно войдет в него, хотя зазор| между краями язычка и стенками проема останется очень небольшой — всего несколько сотых долей миллиметра. Рассмотрим, как работает язычок. Под действием воздушного потока он входит в проем рамки и перекрывает'его. Поток воздуха прекращается. Тогда сила упругости язычка возвращает его в прежнее положение, поток воздуха возобновляется, и цикл повторяется. От того, сколько таких колебаний в секунду совершает язычок, зависит высота звука. Рамка, к которой приклепан язычок, усиливает его звучание. Но недостаточно. Нужно еще что-то.
Это «что-то» — резонаторная камера. Выполнена она из ели таким образом, что рамка составляет одну ее стенку. Камера еще больше усиливает звук язычка и заодно обогащает его тембр.
АККОРДЕОН
Как устроен инструмент
Аккордеон, музыкальный инструмент, в котором звук издают свободно проскакивающие язычки — тонкие пластинки, колеблющиеся под действием струи воздуха, нагнетаемой мехами.
Он устраивается в виде четырехугольного ящика, боковые стенки которого состоят из сложенной в складки кожи, и образуют мехи, которые надуваются посредством поднимания и опускания дна играющим на аккордеоне. На верхней доске находятся клавиши. Каждая клавиша дает два звука: один при вытягивании, другой при сжимании инструмента. На дне инструмента один или два клапана, служащие для произведения аккордов доминанты и тоники. Бывают простые и двойные аккордеоны: простые имеют один, двойные — два ряда клавишей.
История инструмента
Аккордеон — усовершенствованный вид гармони. Слово «гармонь» происходит от греческого слова «гармоникос». Что означает «созвучный, стройный». Произошел он из губной гармоники, известной нам как детская игрушка, состоящая из ряда тонких, стальных язычков, устроенных таким образом, что они при вдувании издают один звук, а при втягивании воздуха другой, и образуют два аккорда. Аккордеон тот же инструмент, в большем против гармоники масштабе, для которого дыхание уже недостаточно, чтобы вызвать в нем звуки.
Гармонь изобретена немецким мастером Бушманом в
Распространилась гармонь у многих народов Европы, в т. ч. в России. Разновидности гармоники: тульская, саратовская, вятская «тальянка», ливенка, черепашка, хромка и другие. Аккордеон завоевал особую популярность среди исполнителей народной музыки не только в России, но и в Америке и Центральной Европе.
Современные аккордеоны в большом количестве изготовляются в Клингентале, в Саксонии.
Как используется
Левой рукой исполнитель управляет мехами, а также нажимает на кнопки готового набора аккордов во всех тональностях для аккомпанемента мелодии, которая исполняется правой рукой на клавиатуре фортепианного типа (диапазон — четыре октавы и более). Аккордеон — инструмент для индивидуального исполнения, а также в народных оркестрах. Часто в оркестре используется не один аккордеон.
ОБ ОТДЕЛЕНИИ
|
|
ДОМРА
КАЗАКОВ Анатолий Александрович, и другая информация.
|
|
БАЛАЛАЙКА
|
|
ГИТАРА
ИСТОРИЯ ИНСТРУМЕНТА, и другая информация.
|
|
ЭЛЕКТРОГИТАРА
|