ПИАНИНО
Как устроен инструмент
Пианино — это клавишный музыкальный инструмент. Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка по струнам. Струны натянуты на литую чугунную раму, которая располагается внутри корпуса. Специальный механизм позволяет молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию, даже если при этом исполнитель продолжает держать палец на клавише. С середины 20 в. в употреблении клавиатура диапазоном в семь и одну треть октавы, где белые клавиши соответствуют диатонической гамме до мажор, а черные клавиши — пяти хроматическим тонам в каждой октаве. Инструмент имеет две педали: педаль «forte» («громкая»), которая поднимала демпферы (глушители) и позволяет струнам свободно вибрировать, и педаль «una corda» («тихая»), которая позволяла звучать только двум струнам, соответствовавших данной клавише. В американских инструментах имеется третья ножная педаль, располагающаяся между двумя стандартными: это педаль «sostenuto». Благодаря этой педали можно заставить звучать нужные клавиши, с которых уже сняты пальцы, и тем самым освободить руки исполнителя.
История инструмента
Очень-очень давно, в древней Греции, существовал музыкальный
инструмент, который называли монохордом (monos — по-гречески — один, chorde — струна). Это был длинный и узкий деревянный ящик с
натянутой сверху струной. Постепенно к одной струне стали прибавляться другие.
Играли на них, защипывая струны пальцами или особыми пластинками — плектрами
(медиаторами), а иногда — ударяя по струнам палочками или молоточками. Шли
века, инструмент продолжал совершенствоваться. Ящичек стал прямоугольным, а на
одной из его сторон разместилась клавиатура, то есть ряд клавиш (от латинского
clavis — ключ). Этот
инструмент стал называться клавикордом (от латинского clavis и греческого chorde). Его должны были ставить на стол
и играть стоя. Он возник в XII веке, и на протяжении целых пяти веков мастера разных стран
старались его улучшить. Чтобы звук стал сильнее, решили на каждую клавишу
ставить не одну, а несколько струн, увеличили размер ящика. Звук был очень
нежным и певучим. Клавикорд был предметом роскоши, украшением гостиных и
салонов. В конце XVII века во Франции нижние клавиши (те, что в современных роялях
делаются белыми) стали вытачивать из черного дерева, а верхние — обкладывать
слоновой костью. Говорят, это делалось для того, чтобы на темном фоне лучше
выделялись изящные белые руки знатных дам — клавикордисток. Однако играть на
такой клавиатуре было не очень удобно: темные клавиши сливались, границы между
ними оказывались незаметными. И в XVIII веке расположение цветов на
клавиатуре изменилось. Оно стало таким, какое мы знаем теперь. Все музыкальные
инструменты непрерывно совершенствовались. Продолжали поиски и клавирные
мастера. И вот в
Как используется
Пианино мы встречаем в тех местах, где нельзя поставить большой и громоздкий рояль, где нужна меньшая сила звука. На фортепиано возможно исполнение певучих мелодий, многозвучных аккордов, виртуозных пассажей. Инструмент может звучать нежно, как флейта, и мощно, как целый оркестр.
Для фортепиано писали Бетховен, Шуберт, Шуман и Мендельсон, Шопен и Григ, Чайковский и Мусоргский, Рахманинов и Скрябин. Много музыки для фортепиано написано известными композиторами — Прокофьевым, Шостаковичем, Хачатуряном, а специально для детей — Гедике, Кабалевским, Майкапаром и многими другими.