Учебное пособие для ДМШ и ДШИ
"Поем по нотам (один из подходов к чтению с листа)"
Автор: Кубасова Т.Н.
Екатеринбург, 2019
Учебное пособие для ДМШ и ДШИ
"Поем по нотам (один из подходов к чтению с листа)"
Автор: Кубасова Т.Н.
Екатеринбург, 2019
Учебное пособие
"Использование мультимедийных ресурсов на уроках зарубежной музыкальной литературы"
Рег. № 892 (приказ РРЦ СКХО СО от 05.11.12 г. № 18-С)
Автор: Викулова Е.Ю., Овсянникова Е.И.
Краткая аннотация.
Учебное пособие «Использование мультимедийных ресурсов на уроках зарубежной музыкальной литературы» для учащихся пятых и шестых классов ДМШ и ДШИ представляет собой комплект видеоматериалов, авторских презентаций с биографиями композиторов, нотные примеры, аудиозаписи их произведений и перевод текста вокальных произведений на русский язык, а также методических рекомендаций для преподавателя музыкальной школы (детской школы искусств), которые могут быть использованы в качестве учебного материала при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства по учебному предмету «Музыкальная литература».
Внедрение мультимедиа технологий в образовательные процессы является одним из ключевых моментов информатизации современного образования. Поэтому данное пособие создано в целях разработки новых эффективных средств и развивающих методов обучения.
Одной из составляющих данного учебного пособия являются презентации, посвящённые жизни и творчеству изучаемых композиторов, в которых весь материал тщательно продуман, отобран с целью лучшего усвоения и понимания учениками.
Помимо презентаций в комплект учебного пособия вошли видеоматериалы с биографиями композиторов и концертными исполнениями изучаемых произведений, а также аудиозаписи этих произведений. Видеоматериалы о жизни выдающихся музыкантов побуждают учащихся к формированию осознанного восприятия, делают музыкальные впечатления яркими и запоминающимися. Прослушивание аудиозаписей формирует необходимую базу знаний музыкальных произведений, значительно расширяет музыкальный кругозор учеников.
В учебном пособии представлены также нотные примеры, которые дают возможность проанализировать форму и средства музыкальной выразительности изучаемых произведений.
Актуальность данного учебного пособия, по мнению авторов Викуловой Е.Ю. и Овсянниковой Е.И. заключается в ускорении процессов получения и использования учащимися новых знаний, оперативное пользование информацией, соединение аудио и визуального материала.
Методическая разработка
"Формирование и развитие основных игровых приемов и
навыков на начальном обучении скрипача"
Рег. № 863 (приказ ГАУК СО «Региональный ресурсный центр в сфере культуры и художественного образования» от 22.04.2019 г. № 3-С)
Автор: Кокшарова Л.В.
Краткая аннотация
В данной работе освещены проблемы и рассмотрены вопросы формирования основных игровых приемов и навыков на начальном обучении скрипача. Сделана попытка обобщения и систематизации основных принципов и личного педагогического опыта в области воспитания свободной и естественной постановки рук учащихся, формирования навыков звукоизвлечения.
Красивый, выразительный звук является одним из самых ценных качеств музыканта-исполнителя. Именно работа над звуком должна быть первостепенной задачей на всех этапах обучения скрипача, начиная с малых лет. В процессе освоения основных исполнительских приемов нужно прививать правильные навыки работы над игровыми движениями, опираясь на профессиональные игровые приемы исполнителей. В процессе обучения нужно вносить элементы творчества, развивать слуховое восприятие и музыкальное мышление учащихся.
Тема разработки актуальная, она предоставляет интерес для преподавателей детских музыкальных школ, десятилеток и студентов музыкальных училищ.
Цели работы:
Образовательные:
1) Раскрытие приёмов и методов обучения, способствующих формированию и развитию основных исполнительских приёмов и навыков начального обучения по классу скрипки.
2) Освоение основных исполнительских приемов и навыков
3) Привитие правильных навыков работы над игровыми движениям
Воспитательные:
1) Воспитание свободной и естественной постановки рук ученика
2) Развитие музыкального слуха с целью точного интонирования во время игры на скрипке
3) Дисциплина, отработка конкретных задач до получения желаемого результата
Развивающие:
1) Общее музыкальное развитие, желание заниматься музыкой
2) Развитие общих творческих способностей у учащегося
3) Развитие психомоторных навыков
Учебно-методическое пособие «Пьесы для виолончели «Музыкальный зоопарк», рег. № 814 от 23.08.2017 г. (приказ Министерства культуры Свердловской области от 23.08.2017 г. № 30-С)
Автор Пуговкина Н.Л.
Краткая аннотация.
Сборник пьес «Музыкальный зоопарк» создан с целью расширения репертуара юных виолончелистов и скрипачей разного уровня музыкальных способностей с 1 по 5 класс.
Предназначен для использования в учебном процессе и внеклассной работе. Данный сборник интересен своей необычной направленностью, так как ученик, еще не очень владеющий инструментом, не научившийся играть ярко, виртуозно трудные произведения – в этих маленьких пьесах может себя показать с самой наилучшей стороны.
Название «Музыкальный зоопарк» – уже заинтересовывает учеников и дает стимул к работе. Каждая пьеса написана о каком-то определенном животном, о котором ученик имеет представление. Поэтому с необычайным желанием дети играют на инструменте, изображая посредством музыки полюбившийся персонаж.
«Музыкальный зоопарк» – с таким названием можно проводить классные тематические концерты как в стенах школы, так и на других концертных площадках. В сборнике представлены рисунки животных, нарисованные автором. Детям очень нравиться рассматривать такие крупные рисунки, представленные в сборнике. На концерте можно провести конкурс рисунков, дети с удовольствием представят свои живописные работы.
Учебное пособие «Классическая крупная форма для саксофона-альта и фортепиано (сборник нотных переложений для средних классов ДМШ и ДШИ)», рег. № 775 от 30.06.2016 г. (приказ ГБУК СО «Методический центр по художественному образованию» от 30.06.2016 г. № 29-С)
Авторы: Яговцев А.А., Яговцева С.Л.
Краткая аннотация.
Цель создания этого сборника переложений — познакомить юных музыкантов с замечательными творениями композиторов эпохи классицизма. Кроме того, преподаватели ДМШ и ДШИ по классу саксофона испытывают определенные трудности в подборе репертуара для учащихся, в частности произведений крупной формы. Среди сочинений, включенных в данный сборник, есть популярные и менее известные произведения, все они впервые переложены для саксофона-альта и фортепиано. Их исполнение послужит развитию музыкального кругозора учащихся, привьет вкус к прекрасному и укрепит любовь к музыке.
Сборник предназначен для учащихся по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе «Духовые инструменты» (специальность «Саксофон», средние классы) и в качестве педагогического репертуара для учащихся по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе «Фортепиано» (учебная дисциплина «Концертмейстерский класс»). Произведения расположены по мере возрастания их сложности. В состав сборника входят клавир и партия саксофона-альта.
Апробация учебного пособия «Классическая крупная форма для саксофона-альта и фортепиано» (сборник нотных переложений для средних классов ДМШ и ДШИ) осуществлялась в период с 2015 по 2016 год на базе МБУК ДО «ДМШ № 5 имени В.В.Знаменского».
Следует отметить большой интерес учащихся к музыкальным произведениям данного сборника. Этот интерес во многом определяется достаточно ограниченным кругом классических произведений крупной формы, имеющимся в нотной педагогической литературе для учащихся ДМШ и ДШИ по классу саксофона. В этой связи наиболее ценным является использование музыкальной классики в профессиональном росте и развитии исполнительских навыков учащихся, а также в становлении их общекультурного кругозора. Несомненно возрастает и качественный уровень освоения учебного материала, повышается мотивация учащихся к занятиям по специальности и концертмейстерскому классу. Особенно хочется подчеркнуть высокую результативность использования музыкального материала данного сборника в подготовке конкурсной программы учащегося 2 класса Ведерникова Тимура для областного и городского конкурсов «Юный концертмейстер», иллюстратор – один из авторов сборника – Яговцев А.А.
Методическое пособие для руководителей ДШИ «Компьютерное программное обеспечение для детских школ искусств как эффективное средство мониторинга результатов творческой деятельности учащихся и преподавателей, материально-технической базы школы», рег. № 618, приказ ГБУК СО «Методический центр по художественному образованию» от 09.04.2014 г. № 06-С.
Автор Акатьев С.А.
Краткая аннотация. Данное методическое пособие содержит четыре авторские компьютерные программы, обеспечивающих проведение мониторинга и получение оперативных, исключительно точных результатов деятельности школы искусств по направлениям, содержащимся в ФГТ, и связанными с творческой деятельностью и материально-техническими условиями (базой) образовательного учреждения. Предлагаемое автором данного пособия решение позволяет руководителю школы не только автоматизировать рутинную, малоэффективную и неинтересную работы, связанную с банальными расчетами, но превратить эту область собственной деятельности в увлекательный и творческий процесс, имеющий конечной целью принятие верных управленческих решений на основании полученных объективных результатов.
Условные названия этих программ:
1. «Конкурсы» – программа, предназначенная для автоматической обработки результатов конкурсно-фестивальной деятельности учащихся и преподавателей.
2. «Творческая деятельность учащихся» («ТДУ») – программа, предназначенная для автоматической обработки результатов творческой деятельности учащихся по направлениям: концертная деятельность, конкурсная деятельность, внеклассная работа (посещение концертов, спектаклей, выставок и т.п.).
3. «Библиотека нотной и методической литературы» – программа, оценивающая состояние библиотечного фонда школы.
4. «Склад» – программа, оценивающая состояние материально-технической базы школы.
Методическая разработка для преподавателей и учащихся ДМШ и ДШИ «Организация и проведение праздников в Детской музыкальной школе»
Рег. №550 от 11июля 2012 года (приказ министерства культуры и туризма Свердловской области №234 от 11июля 2012г)
Авторы : Викулова Е. Ю , Овсянникова Е. И.
Краткая аннотация Методическая разработка предназначена для преподавателей ДМШ и ДШИ и может быть использована для организации внеклассной и концертной деятельности с учащимися 1 – 7 классов.
Целью данной методической разработки является передача практического опыта и собственных творческих наработок, успешно апробированных авторами в ДМШ №5 им. В. В. Знаменского
Особенности методической разработки. Работа включает в себя методические рекомендации, тексты разработанных авторами сценариев праздников «Посвящение в музыканты» и «Выпускного вечера», нотные приложения, фотоиллюстрации.
Планируемый результат. Создание необходимых условий для творческого развития детей, их нравственного эстетического воспитания, обогащение учебной деятельности концертными и внеклассными мероприятиями, раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка, привитие учащимся первоначальных навыков постановки и режиссуры.
Учебное пособие для учащихся младших классов ДМШ, ДШИ (2-3 годы обучения) "Домашний концертмейстер" (инструмент «домра», с приложением CD-диска), рег. № 529, приказ Министерства культуры и туризма Свердловской обл. от 08.07.2011 г. № 197.
Авторы: Акатьев С.А., Дупина Л.В.
Краткая аннотация.
Учебное пособие предназначено для преподавателей и учащихся 2-го и 3-го года обучения (инструмент «домра») и предполагает самостоятельную работу ребенка дома. Пособие может быть использовано учащимися других специальностей.
Цель данного учебного пособия – с помощью современных технических средств организовать домашнюю работу учащегося с аккомпанементом.
Особенности пособия:
Учебное пособие включает в себя методические рекомендации, где авторами предложен новый взгляд на обучение в музыкальной школе с помощью современных технических средств, представлено обоснование выбранного репертуара, указана последовательность работы по созданию CD-диска, поставлены учебные задачи, даны советы родителям.
Учебное пособие представляет собой иллюстрированный нотный сборник с краткими комментариями к каждой пьесе и CD-диск. В сборник вошли 12 пьес зарубежных классиков и советских композиторов, различных по степени сложности, характеру, жанрам, приемам исполнения.
На CD-диске представлены 4 варианта записи каждой пьесы:
1. в репетиционном (спокойном) темпе с поддержкой мелодии;
2. в репетиционном темпе без поддержки мелодии;
3. в оригинальном темпе с поддержкой мелодии;
4. в оригинальном темпе без поддержки мелодии.
Планируемый результат: формирование ритмической устойчивости ученика, развитие технических навыков, гармонического слуха, развитие творческих способностей, формирование устойчивого интереса к самостоятельной работе. Данное пособие – еще один способ превратить домашнюю работу в удовольствие, а кропотливый труд – в приятное музицирование.
Методическое пособие для преподавателей ДМШ, ДШИ "Волшебные звуки (комплексные практические занятия по обучению игре на скрипке и музыкально-эстетическому развитию детей 3-5 лет в ДМШ, ДШИ)", рег. № 500, приказ Министерства культуры и туризма Свердловской обл. от 06.07.10 г.
Автор Яндашевская Н.Г.
Краткая аннотация.
В методическом пособии «Волшебные звуки» предлагаются конспекты комплексных занятий и сценариев по музыкально-эстетическому развитию детей 3-5 лет и обучению начальным навыкам игры на скрипке в группе. Пособие ориентируется на современные тенденции в музыкальной педагогике, уделяющие внимание комплексным системным методам обучения и методам коллективного музицирования.
Цель пособия — развитие музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств.
Особенности пособия: своеобразием пособия является нестандартный подход к проведению занятий, а также использование в качестве музыкального инструмента скрипки, что в большей мере способствует формированию и развитию координационных навыков, ритма, слуховых представлений и интеллекта ребенка. Предлагаемый материал дает возможность проводить занятия в интересной, увлекательной форме с введением игровых моментов и сказочных образов.
Методическое пособие «Волшебные звуки» разработано детально, адекватно возможностям детей с использованием современных методов и систем музыкального воспитания, представляет практико-педагогическую ценность и рекомендуется к использованию в детских музыкальных школах и школах искусств.
Учебно-методическое пособие для преподавателей и учащихся 1-2 классов ДМШ, ДШИ «Гармонизация и сочинение», рег. № 494, приказ Министерства культуры и туризма Свердловской обл. от 14.01.10 г. № 6
Авторы Викулова Е.Ю., Овсянникова Е.И.
Краткая аннотация.
Учебно-методическое пособие рассчитано на первые два года обучения в программе пятилетнего курса предмета "Гармонизация". Включает пояснительную записку, методические рекомендации, музыкальные примеры, необходимые теоретические сведения и практические задания.
Главная цель пособия - развитие гармонического слуха, творческих и исполнительских навыков учащихся.
Особенности пособия: впервые аналогичное пособие адресуется ученикам младших классов, учитывает возрастные особенности восприятия музыкального материала и даже физиологические возможности детей.
Пособие содержит многочисленные музыкальные примеры, постоянно используемые в учебной практике преподавателями-теоретиками ДМШ № 5.
Планируемый результат: умение подбирать несложный аккомпанемент к заданным мелодиям, исполнение их в разных тональностях, применение простейших видов фактуры, исходя из характера и жанровых особенностей мелодии.