РОЯЛЬ
Как устроен инструмент
Рояль отличается от пианино тем, что чугунная рама, на которую натянуты струны располагается не вертикально, а горизонтально. Так как она очень большая, инструмент занимает гораздо больше места. Эта форма позволяет открывать крышку и таким образом увеличивать громкость звучания. У рояля, как и у фортепиано, молоточек при нажатии клавиши ударяет сразу по трем струнам одинаковой длины и толщины. И вот со временем появилась педаль (сейчас ее называют — левая педаль), которая сдвигает молоточки в сторону так, что они ударяют не по всем трем струнам, а по двум или по одной, в зависимости от желания исполнителя. Это меняет тембр — окраску звука и его силу. Когда пианист нажимает клавишу, молоточек ударяет по струнам. От них отскакивает войлочная подушечка — глушитель (демпфер). Струны от удара дрожат-вибрируют — и возникает звук. Если бы глушитель не отходил от струн, то звук был бы глухим и коротким. А если бы глушителя не было вовсе, струны колебались бы гораздо дольше, чем нужно, и вместо музыки слышался бы сплошной гул. Так что глушитель — очень важная деталь инструмента. Отпустим клавишу — звук прекратится. Но не потому, что на место вернулся молоточек (он еще раньше отскочил от струны, чтобы не мешать ей). Теперь на место вернулся глушитель. Он плотно прижался к струне и заглушил звук. Еще одна, правая педаль, появившаяся у рояля, стала отводить глушители от струн. Нажав ее, можно отпустить клавиши, так как педаль не позволит глушителям вернуться на место, и звук будет тянуться очень долго, пока не угаснет.
История инструмента
Клавикорд был не единственным клавишным инструментом. Одновременно с ним возник и развивался другой, похожий на него и в разных странах называющийся по-разному: клавицимбал, чембало, вирджинал, клавесин. Последнее название, самое распространенное, в конце концов стало общим, собирательным для всех разновидностей этого инструмента.
В отличие от клавикорда, струны клавесина были разной длины и это определило характерную форму, которая потом перешла к роялю. Вначале это тоже был ящик, который ставили на стол. Позднее же инструмент встал на собственные ножки — изящные, точеные.
Звук на клавесине извлекался не ударом, а щипком: клавиша приводила в движение упругие язычки (чаще всего их делали из птичьих перышек), которые зацепляли струну. Он был сильнее, чем у клавикорда, но не так выразителен и красив. Исполнитель не мог влиять на его качество, как при игре на клавикорде. С какой бы силой ни ударяли по клавишам — делали это резко или мягко — ничего не изменялось. Чтобы как-то разнообразить звучание, мастера придумывали различные приспособления. Так, делались инструменты с несколькими клавиатурами, отличающимися друг от друга степенью громкости звука. Наконец, появилась педаль — рычаг, который нужно нажимать ногой. При ее помощи можно было получить внезапное ослабление звука. Клавесин был не только домашним инструментом. Он включался в различные ансамбли, даже в оркестр, где на нем исполняли партию сопровождения: за клавесином сидел дирижер, левой рукой он играл аккорды, а правой — руководил оркестром. Значительной была роль клавесина и как сольного инструмента. Пьесы для него писали многие композиторы ХУН-ХУШ веков: итальянцы, французы, немцы, англичане. В истории музыки их называют клавесинистами.
Как используется
Его можно увидеть в концертных залах, во Дворце творчества, в музыкальной школе. Он, большой и важный, стоит на почетном месте — на эстраде, а иногда, в торжественных случаях, у него поднимают крышку, и рояль становится похожим на огромную диковинную птицу, взмахнувшую крылом. Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна мощная, полная звучность. Очень большую роль в раскрытии возможностей этого инструмента сыграл Лист, который не только писал фортепианные пьесы, но и перекладывал для рояля различные произведения, написанные для симфонического оркестра, вплоть до симфоний Бетховена. Он хотел доказать, что рояль не уступает целому оркестру «Душой фортепиано» называли великого польского композитора Шопена. Почти все свои произведения он создавал только для рояля. Весь мир знает имена прославленных пианистов — от Листа и Шопена, которые были не только композиторами, но и выдающимися исполнителями, от братьев Антона и Николая Рубинштейнов до наших современников — Святослава Рихтера, Эмиля Гилельса, Артура Рубинштейна, Бенедетто Микельанджели, Глена Гульда, Вана Клиберна, Джона Огдона.