22 января 2022 г.
Воспитание патриотизма, духовности, гражданственности, толерантности, любви к природе, семье является одной из важнейших задач воспитания детей и молодежи в нашей стране. В третьем тысячелетии размытыми оказались нравственно-этические идеалы, жизненные ценности, личностные ориентиры саморазвития. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры и искусства. В то же время наблюдается усиление негативного воздействия средств массовой информации на детей и молодежь, которая все больше сегодня пассивная, депрессивная часто агрессивная, нравственно равнодушна, что создает трудности в освоении ими духовно-нравственных и гражданственно–патриотических ценностей.
Я считаю, что патриотическое воспитание – это комплексная система, включающая в себя множество направлений и сфер деятельности. Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, интеллектуально совершенствуется мышление, интеллектуальное развитие, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Поэтому музыкальный репертуар, изучаемый детьми, вокально-исполнительская деятельность детей в большой степени обеспечивают выполнение задач в патриотическом воспитании учащихся. Воспитание человека и гражданина, формирование у него любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться – есть важнейшее условие успешного развития России.
Патриотическое воспитание своих учеников я рассматриваю как процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирования положительного отношения к своей стране, её традициям, к своей семье и окружающим людям в целом посредством освоения репертуара патриотической направленности. Проблема отбора репертуара всегда была и будет острой и актуальной практической проблемой для любого педагога. С одной стороны, в нем фокусируется музыкальный опыт, культура преподавателя, с другой стороны, характер отбора обусловлен особенностями и интересами тех, кто его усваивает, а также общей атмосферой учебного заведения, в которой педагог работает. Произведения должны решать сразу несколько задач: безусловно, это воспитание музыкального слуха, певческих навыков, музыкальности в целом, и, непременно, нравственное воспитание обучаемых.
Характерное для последнего времени разрушение духовности в нашем обществе крайне негативно сказывается на детях. Не все дети понимают и чувствуют, что такое патриотизм, чувство долга, сострадания; понятие свободы воспринимается многими как свобода от обязанностей и ответственности перед обществом, в котором они живут. Чтобы решить эту задачу, я подбираю такие песни, которые содержат яркие поэтические образы, перекликающиеся с жизненным опытом детей. Поэтический текст, его образное содержание должны быть не абстрактными, а близкими и понятными для детей. При выборе репертуара необходимо учитывать степень сложности материала. В конечном итоге дети должны справиться с исполнительскими трудностями. Здесь важна интуиция и чуткость преподавателя, умение верно рассчитать способности своих учеников. При этом основным критерием отбора произведений для меня является наличие в песнях яркой, выразительной мелодии, только в этом случае со стороны детей возникает эмоциональная отзывчивость.
Таким образом, репертуар должен быть доступен по содержанию с понятными образами, соответствовать жизненному опыту и возрасту детей. Не надо забывать и про посильность вокально-интонационного материала - степень сложности произведения должна быть посильной, т.е. должна соответствовать уровню подготовленности обучающихся. У произведения должен быть гуманистический характер, утверждение позитивного жизненного начала.
Такой репертуар станет любимым, а это одно из важных условий успешности в обучения и воспитания детей. Мы поем с детьми не только произведения русских, зарубежных классиков, но и добрые, великие, гуманные песни современных авторов: как А. Пахмутова, Г. Струве, А. Петров, А. Эшпай, А. Флярковский, М. Фрадкин, Э. Колмановский, А. Бабаджанян, на стихи таких великих поэтов, как: Р. Рождественский, Н. Добронравов, Е. Долматовский, М. Лисянский, И. Шаферан и др. Мы обязательно беседуем о том, что заложено, о чем сказано в этих произведениях, и всякий раз переживаем те эмоции, которые переживал поэт и композитор, когда писал эту песню. Это песни о Родине, подвиге, воинском долге, о чести, они наполнены бьющей через край энергией, любовью к Отчизне, к родной земле.
Работая в данном направлении, я постоянно взаимодействую с родителями. Это и помощь при разучивании песен для самых маленьких учеников, и при подготовке концертных номеров путём огромного количества репетиций на сцене, когда родители являются первыми зрителями и первыми критиками. Всё это направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности к происходящему. Для меня очень важно участие родителей в вопросах воспитания детей в процессе подготовки их к вокально-исполнительской деятельности. Так как первые уроки гражданственности дает сама жизнь семьи. Первостепенная задача семьи - научить ребенка жить среди людей, жить по нормам и принципам общества. Успех в творческой жизни ребёнка во многом зависит от отношений, которые сложились в его самой первой социальной среде - семье. Потому я часто напоминаю родителям своих учеников, что для успешного ребёнка очень важно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских, самых справедливых отношений между членами семьи. Ему важно видеть, что родители проявляют большой интерес к его творческой деятельности, и это создает у него ощущение значимости их общего дела. Значит, семья должна быть подлинным коллективом, где каждый окружен любовью и заботой. Я обращаю внимание родителей на то, что если у нас с нашими детьми дружеские, доверительные отношения, они начинают любить то, что любим мы, ненавидеть то, что мы ненавидим, наши убеждения становятся их убеждениями.
В заключение хочется отметить, что педагогу-вокалисту в своей работе, необходимо формировать устойчивую мотивацию детей к занятиям в музыкальной школе, стремиться к постоянному профессиональному совершенствованию в сфере музыкально-певческого воспитания и исполнительского искусства. Все это должно быть направлено на создание добротного и прочного фундамента музыкально-педагогической системы, поскольку только при этом условии, оправдываются ожидания своих учеников, их родителей и вместе с этим приходит радость от принадлежности к прекрасному миру искусства, которое способствуют нравственному и патриотическому становлению человека, формированию его личности. Воспитание патриотизма посредством музыкального репертуара имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. Воспитание патриотизма на основе отечественных произведений, русских песен, прибауток и т. д., будет воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, благородство.
Автор: Бакулина Анастасия Валерьевна, преподаватель высшей категории вокально-хоровых дисциплин МБУК ДО ДМШ №5 им. В.В.Знаменского.